Многие из нас понимают, для чего нужны и для чего работают телефонные линии, сотовые вышки, мобильные приложения. Что если этого всего не станет? Каким будет мир? Возродится ли печать книг, живопись, живое общение?
В результате отказа от благ современной цивилизации круг общения резко сузится – человек не сможет общаться с дальними родственниками и оперативно узнавать о том, что происходит в мире науки, культуры, техники. И, таким образом, он все равно будет готов платить сначала за газеты, потом за телеграф и т.д. Развитие культуры и науки в современном обществе немыслимо представить без развития информационных технологий. Вы готовы пожертвовать чашкой кофе за блага цивилизации? Тогда вперед.
Системы спутникового мониторинга транспорта
В транспортной отрасли развитие высоких технологий привело к бурному росту нового направления: спутниковый мониторинг транспорта. Находящаяся на стыке инноваций в навигации и передаче данных, система контроля транспорта стала одним из драйверов повышения производительности труда в транспортной отрасли. Сокращение издержек на перевозках, оперативная связь с водителем, контроль логистики и состояния транспортного средства стали неотъемлемой частью эффективных компаний, связанных с перевозками, выработкой энергии, добычей полезных ископаемых.
Современная система мониторинга прошла курс от бортовых самописцев до телематических комплексов, обеспечивающих передачу данных в режиме он-лайн о местоположении автомобиля, работе двигателя, потреблении топлива, местах заправок/сливов топлива, точках посещения и соблюдении графика. Мониторинг транспорта – важнейший аргумент в современной управленческой цепочке на предприятии.
И если с производством бортовых навигационно-связных терминалов на основе GPS/ГЛОНАСС технологии все понятно, то на рынке средств визуализации, а по-простому – программного обеспечения, наметились новые тренды. Большинство из нас впервые услышит, что теперь не требуется развертывать собственные серверы для получения, обработки и визуализации телеметрических данных от спутниковых терминалов. Терабайты информации в день, работа сотен серверов и нескольких десятков администраторов по обновлению, поддержание работы и обслуживание таких центров обработки данных (ЦОД) теперь производится поставщиком услуги мониторинга транспорта. Заказчику данной услуги остается лишь договориться о цене обслуживания, исходя из потребностей.
Рассмотрим работу поставщика на примере базового пакета услуг компании «Омникомм-Сервис» – сервисной компаний одного из лидирующих производителей систем мониторинга транспорта полного цикла (исследования – производство – разработка ПО).
Сервисное обслуживание системы спутникового мониторинга транспорта
По умолчанию всем пользователям системы предлагается основной пакет услуг. Стоимость услуг в пересчете на 1 рабочий день составляет менее 17 рублей. В услугу входят:
- ежедневная консультация аналитиков, доступная с 9-00 до 18-00 часов;
- информирование о необходимости диагностик;
- предоставление регламентов для самостоятельной диагностики неисправностей;
- заявка на устранение неисправностей в гарантированные сроки;
- предоставление бе
- сперебойного доступа к облачному сервису Omnicomm Online в режиме 24/7.
Поясним некоторые термины, ведь их значения меняются, появляются уточнения, связанные со специализацией производства, а нам важно оставаться в одном информационном поле.
Облачный сервис
Cloud Computing (облачные вычисления) – это стиль разработки и использования компьютерных вычислений, технология обработки данных, в которой программное обеспечение и динамично масштабируемые ресурсы предоставляются пользователю через интернет как сервис, по требованию.
В настоящее время облачный сервис подразделяется на три технологии:
- SaaS (Software Services) – программное обеспечение как услуга, где провайдер предоставляет клиенту готовое к использованию приложение;
- IaaS (Infrastructure as a Service) – инфраструктура как услуга, когда провайдер предлагает клиенту вычислительные ресурсы в аренду: серверы, системы хранения, сетевое оборудование, операционные системы и системное ПО, системы виртуализации, системы управления ресурсами;
- PaaS (Platform as a Service) – платформа как услуга, провайдер предлагает клиенту программную платформу и инструменты для проектирования, разработки, тестирования и развертывания приложений пользователя.
Вся компьютерная отрасль сначала использовала арендную бизнес-модель —компьютеры стоили огромных денег, вычислительные мощности суперкомпьютеров сдавались в аренду. Заказчики получали доступ к компьютерам напрямую, по локальной сети. Требовалось наличие системного администратора и доступ к такой сети.
Модель облачных вычислений непосредственно связана с развитием интернета, поскольку ориентирована на предоставление услуг по сети. В западных странах компании, предлагающие программное обеспечение как услугу, появились в конце 90-х, а термин SaaS стал первым и вошел в широкое употребление лишь в 2001 году и впоследствии стал развиваться как программное обеспечение для бизнеса. Как правило, программное обеспечение по требованию позиционируется как более дешевая и простая альтернатива внутренним информационным системам на предприятиях малого и среднего бизнеса. Как показывает бурный рост этой модели, использование облачных вычислений может оказаться экономически целесообразным и в крупных компаниях.
Закономерно, что программным обеспечением по требованию легче становятся сравнительно простые и тиражируемые системы, которые не требуют существенной адаптации под каждого конкретного заказчика.
Ключевые характеристики
Итак, Облачная технология обладает следующими ключевыми признаками:
- доступ к программному обеспечению удаленно предоставляется по сетевым каналам через веб-интерфейс;
- программное обеспечение развертывается в едином дата-центре, а не на мощностях каждого конкретного заказчика;
- программное обеспечение предоставляется на условиях аренды и предполагает периодические платежи. Стоимость технической поддержки обычно включена в стоимость арендной платы;
- обновления программного обеспечения устанавливаются централизованно на стороне провайдера облачных вычислений.
Рассмотрим компоненты облака по отдельности.
ЦОД – Центр обработки данных
Eдиная компьютерная система, которая призвана обеспечивать бесперебойную автоматизированную работу с приложением заказчика. Центры обработки данных создаются в первую очередь для увеличения производительности компаний, активно использующих в своей деятельности информационные технологии, а также для повышения качества предоставляемых услуг.
ЦОД – вычислительная инфраструктура (набор взаимосвязанных программных и аппаратных компонентов, организационных процедур, мест размещения и персонала), предназначенная для безопасной централизованной обработки, хранения и предоставления данных, сервисов, приложений и обеспечивающая высокую степень виртуализации своих ресурсов.
К основным задачам ЦОД относятся эффективное консолидированное хранение и обработка данных, предоставление пользователям прикладных сервисов, а также поддержка функционирования корпоративных приложений. В частности, современные ЦОД ориентированы в первую очередь на решение бизнес-задач путем предоставления услуг в виде информационных сервисов.
Облачная SaaS
Software as a service, или Программное обеспечение как услуга — модель продажи программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ через интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии необходимости установки, обновления и поддержки программного обеспечения
Схема периодической оплаты предполагает, что в случае, если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует – заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.
С точки зрения разработчика, модель SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения (пиратством), поскольку само программное обеспечение не попадает к конечным заказчикам.
Облачная IaaS
Infrastructure as a service, или Инфраструктура как услуга – это модель, которая предоставляет обеспечение обработки, хранения сетей и других основных вычислительных ресурсов, где потребитель имеет возможность развернуть и запустить любое ПО, в составе которого могут быть операционные системы и приложения.
При этом потребитель не управляет и не контролирует базовую инфраструктуру «облака», но управляет операционными системами, хранением и развертыванием приложений, имеет, возможно, ограниченный контроль над некоторыми компонентами сети (такими как брандмауэры).
То есть IaaS представляет собой сервисы, необходимые для крупных пользователей, например: серверы центрального офиса обслуживают бизнес-процессы бэк-офисов.
Облачная PaaS
Platform as a Service, или Платформа как услуга, когда провайдер предлагает клиенту программную платформу и инструменты для проектирования, разработки, тестирования и развертывания приложений пользователя. Основное преимущество модели PaaS для потребителя состоит в легкости запуска новых продуктов. Предполагает наличие знаний в разработке приложений, обычному потребителю она неинтересна.
Рассмотрим работу компонентов облака на примере.
Облачный сервис Omnicomm Online™
Omnicomm Online™ – облачный сервис, предоставляющий услуги мониторинга транспорта и подвижных объектов по схеме SaaS (Software as a service, или Программное обеспечение как услуга). Использование SaaS сервиса удобно и выгодно по многим причинам, благодаря чему все больше компаний в сфере спутникового мониторинга транспорта задумываются о переходе на эту модель. Сервис веб-мониторинга транспорта Omnicomm Online™ позволяет пользователям осуществлять мониторинг транспорта и подвижных объектов из любой точки мира и через любое устройство, имеющее доступ к интернету. SaaS обладает всеми возможностями современных систем мониторинга транспорта и при этом не требует установки на ПК. Заказчики освобождаются от необходимости содержания серверов, т.к. серверы системы размещаются в ЦОД Omnicomm и круглосуточно находятся под наблюдением квалифицированных специалистов.
Основные возможности:
- работа с программой через веб-интерфейс. Возможность одновременной работы множества диспетчеров. Требование к рабочему ПК диспетчера – наличие Интернет-браузера;
- одновременное отображение на экране произвольного количества настроенных окон и отчетов;
- гибкий механизм построения отчетов, широкий набор шаблонов с глубиной анализа от подробной хронологии событий по конкретному транспортному средству до показателей всего автопарка. Настройка перечня выводимой информации;
- анализ работы транспортного средства с расчетом всех необходимых показателей: пробег, время простоя и работы двигателя в различных режимах, расход топлива с привязкой к режиму эксплуатации, корректировка норм расхода;
- групповой анализ по нескольким транспортным средствам, расчет рейтингов и сравнительных таблиц. Возможность вывода отчета по любому количеству транспортных средств за любой период времени;
- отслеживание состояния и местоположения ТС в реальном времени, отображение событий на карте;
- контроль прохождения маршрутов;
- автоматические уведомления о заданных событиях и нарушениях, включая такие условия, как предельная скорость, состояние датчиков, контроль геозон и другие;
- рассылка по почте отчетов по установленному расписанию;
- контроль выполнения технического обслуживания ТС;
- контроль работы дополнительного оборудования: двигателей, механизмов, генераторов, компрессоров и т.п.;
- предоставление данных в сторонние системы учета и управления;
- интеграция с учетными программами (1С, SAP и прочие).
Таким образом, программное обеспечение Omnicomm Online™ – облачный сервис, предоставляющий клиенту не только серверы, но и возможность пользоваться Omnicomm Online™, которое, обрабатывая огромные массивы информации (терабайты в день), предоставляет клиенту возможность в автоматическом режиме получать ряд преимуществ для развития бизнеса:
- уведомления: для контроля действий персонала в режиме реального времени Omnicomm Online™ позволяет настроить специальные оповещения и отчеты – превышение скорости, слив топлива, статус передвижения по заданному маршруту и другие. Уведомления могут быть направлены пользователю на электронную почту или с помощью смс-сообщения;
- контроль расхода топлива: при использовании датчиков уровня топлива Omnicomm LLS программа обеспечивает точный учет расхода топлива. Показания по расходу, заправкам и сливам топлива выводятся во всех основных отчетах, с учетом детализации по режимам использования и сравнения с нормативными показателями. Для топливозаправщиков предусмотрены отдельные отчеты, сочетающие информацию об изменении объема топлива по данным датчиков уровня с информацией о заправках по показаниям счетчика отгрузки топлива;
- мониторинг: диспетчеру доступна актуальная информация по автопарку, постоянно поступающая с терминалов. В программе можно просматривать местоположение, маршрут движения и состояние транспортных средств, при этом возможности настройки интерфейса позволяют одновременно вывести любое количество окон, в каждом из которых в удобном виде будет отображаться только выбранная информация.
- аналитика: все операции с отчетами выполняются непосредственно в интерфейсе Omnicomm Online™. Пользователю доступен интерактивный просмотр отчетов, детализация интересующих событий на карте, вывод отчетов на печать и сохранение в файл. Для анализа полученных данных предусмотрен широкий набор табличных и графических отчетов. Шаблоны отчетов охватывают все основные параметры использования ТС, с глубиной отображения от подробной хронологии использования конкретного ТС до статистической информации по автопарку в целом.
Одной из ключевых особенностей Omnicomm Online™ является высокая скорость обработки отчетов по показателям работы транспортных средств как по каждому автомобилю, так и по парку в целом.
Количество пользователей Omnicomm Online™ растёт с каждым днём – что же даёт им такую уверенность в качестве услуг?
SLA – Service Level Agreement (Соглашение об уровне качества)
Service Level Agreement – это соглашение между заказчиком и исполнителем, содержащее описание услуги, права и обязанности сторон и, самое главное, согласованный уровень качества предоставления данной услуги. Соглашение SLA четко прописывает временные рамки для устранения проблем, определяет штрафные санкции, накладываемые на нашу компанию в том случае, если качество услуг оказалось ниже прописанного в договоре уровня. Таким образом, заказчик получает удобный способ контролировать услуги, быть уверенным в их полноте и качестве. Уникальность услуги в том, что SLA дает понятный ответ на вопрос «Хорошо или плохо работает служба поддержки?».
Из чего состоит SLA?
1. Описание сервисов и услуг, предоставляемых в рамках SLA (часть или весь каталог сервисов, предоставляемых ИТ-службой)
2. Описание условий предоставления сервисов и услуг (вплоть до порядка обработки запросов на определенные услуги)
3. Формальных параметров качества предоставляемых сервисов и услуг (время устранения инцидентов; время простоя сервиса целиком и т.п.) и их целевые показатели. Эти параметры качества должны соответствовать бизнес-целям и отражать потребности пользователей в способах оказания услуг. Например: подготовка нового рабочего места не более чем за 1 рабочий день; создание нового почтового ящика не более чем за 4 рабочих часа.
По сути для ИТ-службы SLA – это набор параметров ключевых ИТ-процессов. Другими словами, соблюдение SLA – это главный показатель эффективности (KPI) работы ИТ-службы– то есть понятный ответ на вопрос «Насколько хорошо/плохо работает ИТ-служба?»
Наконец, SLA – это управление ожиданиями пользователей. Качественным может быть только такое обслуживание, когда каждый, кто подает заявку, всегда знает – когда эта заявка будет исполнена. То есть когда мы грамотно управляем ожиданиями наших пользователей.
Как это работает?
За каждой услугой/запросом пользователя стоят свои процессы, запускаемые в ИТ-службе. В этом плане SLA – это возможность построить ИТ-процессы и быть уверенным, что именно такая организация поможет работать эффективно с точки зрения пользователей. Введение четко регламентированного времени реакции/устранения инцидента/предоставления услуги является частью масштабного процесса SLA, однако это возможно только в том случае, если в ИТ-службе уже налажены более элементарные процессы. Как же в этом случае построить эффективный процесс управления уровнем сервиса?
Мы рекомендуем, как всегда, идти к светлому будущему небольшими, но уверенными шагами. Что это значит в данном случае?
- Начните с одного-двух SLA для всей компании.
- Выделите группы пользователей, для которых вы будете предоставлять услуги разного качества, например:
- SLA для VIP-пользователей;
- SLA для всех остальных.
- Выделите критические сервисы, по которым вы считаете необходимым управлять качеством – то есть брать на себя обязательства и выполнять их. НО никогда не беритесь за разработку SLA по всем возможным направлениям сразу.
- Определите сроки для выделенных SLA. Другими словами, чтобы указать в SLA реально выполнимые сроки, мы должны: а) знать, какие сроки мы в состоянии соблюдать сейчас; б) понимать, какой процесс стоит за соблюдением этих сроков.
- Начните измерять фактическое соблюдение параметров качества.
Когда станет очевидно, что заявленные в SLA сроки работают не всегда и в 50% случаев нарушаются или бизнес ставит новые задачи, выделяя новые критические сервисы – начинайте детализировать услуги и корректировать условия SLA.
Первое направление SLA: Service Desk
Service Desk – техническая поддержка или техподдержка – собирательное понятие, обобщающее собой и охватывающее множество услуг, посредством которых предприятия и организации обеспечивают помощь пользователям технологичных продуктов и услуг, например, компьютеры, программное обеспечение.
Для примера: при подготовке нового рабочего места иногда тратим неделю, потому что нужно что-то покупать, а иногда один день - передаем оборудование со склада и пр. Или ключевыми являются новые сервисы, по которым пока не можем предположить, сколько времени займет их обслуживание. В этих случаях целесообразно сначала запустить в работу Service Desk без SLA, чтобы получить статистические данные по срокам обслуживания тех или иных сервисов из каталога.
Второе направление SLA: обслуживание сервера
Оно рассчитано на клиентов, у которых свой сервер, который по каким-либо причинам компания не может содержать на стороне. Эти предложения могут быть интересны организациям, где недопустимо содержание информации на внешних ресурсах.
Таким образом, сегодня эта SLA-система уже испытана на практике, и можно с уверенностью утверждать, что ее возможности полностью удовлетворяют потребностям клиентов.
Многие заказчики опасаются применять SaaS из-за соображений безопасности и возможной утечки информации со стороны поставщика этих услуг. Проблемы с безопасностью практически исключают использование концепции SaaS для критически важных систем, в которых обрабатывается строго конфиденциальная информация. С другой стороны, ответственность за утечку информации со стороны разработчика обычно регламентируется в соответствующих договорах, а вероятность такой утечки находится примерно на том же уровне, что и в случае использования внутренних систем. Зачастую защищенность SaaS находится на более высоком уровне, поскольку данные системы развертываются в промышленных дата-центрах, использующих лучшие решения по информационной безопасности.
Стоимость
Программное обеспечение по требованию предоставляется заказчику в аренду и всегда предполагает периодическую оплату. В качестве единицы тарификации обычно используются пользователи или же число записей в базе данных, реже – какие-то другие функциональные характеристики (например, количество определенных операций или трафик).
В том случае, если программное обеспечение не требует первоначальной адаптации под потребности заказчика, первоначальный платеж за ПО отсутствует в принципе. Данное обстоятельство является важнейшим преимуществом модели SaaS над классическим лицензированием программного обеспечения, которое требует существенных начальных инвестиций на его закупку. Периодические арендные платежи можно сравнить со стоимостью технической поддержки – обычно они жестко прописываются в договоре и потому являются предсказуемыми. Тем самым обеспечивается защита инвестиций заказчика в используемый программный продукт.
Следствием предыдущего тезиса является основной недостаток модели SaaS для разработчика – требования к уровню репутации и высокая стоимость входа на рынок. Чтобы предоставить конкурентную стоимость клиенту, разработчику требуется «эффект масштаба», а значит – уже образовавшийся пул других заказчиков. Именно поэтому многие поставщики SaaS являются неспециализированными игроками, и их основной деятельностью является продажа классических систем на основе лицензирования.
Существенным ограничивающим фактором SaaS является необходимость наличия постоянно действующего подключения к Интернету на достаточно высокой скорости. С развитием сети значение этого фактора будет уменьшаться (в развитых странах он неактуален уже сейчас), однако в российских регионах подобные проблемы по-прежнему возникают, и с ними приходится считаться.
Рекомендации для перехода на облако
Возьмите на себя роль инициатора по внедрению облачных технологий. ИТ-отделы должны иметь проактивную позицию при переходе в облака. Слишком много ИТ-компаний внедряют облачные технологии медленно и консервативно. Являясь ИТ-лидером, вы должны контролировать все важные аспекты перехода – безопасность, доступность и стоимость. Но это сложно сделать, пока ваш персонал не получил необходимое обучение и подготовку.
Определите требования к информации и приложениям. Не все информационные ресурсы и приложения в вашей компании работают одинаково. Проведите анализ и разделите информацию и приложения по уровням, выявив, какие ресурсы вам удобнее переместить в облачную среду.
Оцените риски и создайте соответствующие политики. Убедитесь в том, что критически важная информация доступна только авторизованным пользователям и не покидает компанию. Вам также нужно убедиться в том, что поставщики облачных услуг соответствуют вашим требованиям. Для этого проведите оценку возможностей потенциальных поставщиков на предмет обеспечения высокого уровня доступности и возможностей восстановления после катастроф.
Начинайте прямо сейчас. Не нужно занимать позицию «все или ничего» в отношении облачных вычислений. Применение облачных сервисов – это простой первый шаг на пути к облачным средам. Для перевода критических для бизнеса приложений может потребоваться время, но вы можете уже сейчас передать на аутсорсинг поддержку более простых приложений и сервисов.
Чашка кофе в облаке
Обладая таким преимуществом, как услуга по сбору и анализу комплексной информации, многие почему-то считают, что это дорого. Средняя стоимость мониторинга транспорта в месяц – 500 рублей. Делим на 30 суток, ведь мониторинг активен всегда, и получаем за 17 рублей в сутки робота, следящего за вашим транспортным средством. Пока вы читали эту статью, вы вполне могли выпить чашечку зернового кофе из автомата. Себестоимость такой чашечки порядка 17 рублей. Свободного времени и денег эта условная чашка вам прибавит. Вот почему Облако в мониторинге транспорта стоит лишь чашку кофе в сутки.
Автор статьи Дмитрий Журавлёв, генеральный директор «Омникомм-Сервис».
07.08.2015
|