GPS клуб - всё о ГЛОНАСС GPS навигации
GPS навигаторы и видеорегистраторы Mio gde moi De_Lorme GPS навигаторы prology blacksys camrad navipilot tomtom
proresurs-logo navitravel cityguide Lexand GPS навигаторы globusgps globalsat Gurtam GPS.ru
ГЛАВНАЯ GPS КАТАЛОГ НОВОСТИ GPS КЛУБ УЗНАЙ О GPS GPS ТЕСТЫ GPS WIKI GPS ФОРУМ NAVI TV NaviTrаvel
Навигация
Услуги сервис центра
НавиЦентр
Обновление GPS карт и программ
Обновить прошить GPS навигатор
Установка программ навигации
Обновить СитиГИД
Обновить Навител
Обновить Автоспутник
Новинки GPS/ГЛОНАСС

ВКонтакте

 
Navi TV

Нас поддерживают


GPS навигаторы купить, обновить gps карты и программы





GPS Новости / GPS Club новоcти
Подписка на новости RSS Поделись с друзьями Прислать новость Вступайте в наш клуб Свяжитесь с нами
Вступить в GPS-клуб Наши контакты

12.05.2010

О Тритонах и не только (или растровые карты в портативных навигаторах)


Рассказ прислан на конкурс "Напиши рассказ о GPS или ГЛОНАСС устройстве или программе и получи навигатор от Digma", который проводят GPS Клуб, компания Digma и сервисный центр "Нави Центр".

О Тритонах и не только

(или растровые карты в портативных GPS навигаторах)

   Докартографическая эпоха GPS

   Моим первым GPS навигатором был тяжелый, прочный и очень надежный Magellan GPS 4000XL (Фото 1). Военного вида трехсотграммовый кирпич с аморфной субстанцией вместо стекла, на которой за сутки зарастали миллиметровой глубины борозды, казался тогда фантастикой. Ни у кого из моих друзей туристов такого чуда еще не было, а многие о таком и не слышали.

Фото 1

   Двухканальный приемник 1998 года выпуска безбожно терял спутники в мокром лесу и неглубоких каньонах, но большую часть времени он все-таки показывал точные координаты и указывал направления и расстояния до любой из 200 хранящихся в его памяти точек. И этого было вполне достаточно, чтобы им отлично пользоваться. С тех пор я уже никогда не блуждал в тумане и не мучался сомнениями на каждом перекрестке троп.

   Вопреки общему мнению, наличие у путешественника GPS-навигатора вовсе не исключает возможности заблудиться, но он экономит силы и нервы. Он не решает проблем и не избавляет от ошибок, но он помогает делать их меньше и тратить меньше времени на ликвидацию их последствий.

   Без карты, компаса или мозгов, даже в обжитом Крыму можно проплутать целый день. Имея карту, компас и умение ими пользоваться, тоже можно свернуть не туда и потерять несколько часов. Имея навигатор даже без картографии, уже минут через 15 начинаешь понимать, что что-то идет не так, и нужно где то еще столько же, чтобы вернуться на запланированный маршрут. Наличие хорошей карты прямо в навигаторе ничего, по сути, не меняет. Просто все делается еще быстрее чем с бумажной.

   Через некоторое время я сменил раритетный навигатор на «GPS всех времен и народов», легендарный Magellan GPS 315. Он тоже еще не предусматривал загрузку карт, но его уже можно было подключать к компьютеру, чтобы загрузить намеченные перед походом точки и сохранить трек пройденного пути. Он был заметно меньше и легче и гораздо реже терял спутники.

   Сохраненный в компьютере трек значительно облегчил мне работу по составлению отчетов о походах. По пути я просто фотографировал цифровым фотоаппаратом все ориентиры, а потом уже дома с помощью специально написанной для этого программы BindFoto определял координаты заснятого и смотрел где это на карте. Жалко, что трек в этом навигаторе был ограничен 1200 точками, что хватало мне всего на сотню километров.

   Последовавшие за 300-й серией SporTrak и Explorist не вызвали у меня желания вновь сменить навигатор. В дополнение к тому, что я уже имел, я получал только большего размера трек и возможность загрузки, совершенно бесполезных в горах и непролазных дебрях, векторных карт. Ситуация изменилась только с появлением возможности загрузить в навигатор растровую карту.

   Карты векторные и растровые

   Многие знают, что карты для GPS-навигаторов бывают векторными и растровыми, но не каждый сможет объяснить, чем они отличаются.

   Векторную карту (Фото 2) можно увидеть только на экране навигатора или компьютера. В действительности это просто список объектов местности с координатами. Например, автобусная остановка – это точка с координатами и иконка с автобусом, дорога – линия с координатами каждого ее изгиба, лес – полигон, то есть список координат линии, очерчивающей лесной массив. Такая карта выглядит достаточно угловато, но зато можно в очень широких пределах менять ее масштаб. В мелком масштабе показываются только крупные города и основные магистрали, при увеличении появляются, кварталы, улицы с названиями и дома с номерами.

Фото 2

   Основным достоинством векторной карты является то, что на ней очень легко найти нужную улицу, дом по номеру, магазин по названию. Эта функция называется «Адресный поиск». Как правило, в такой карте для дорог и улиц хранятся не только их координаты, но и названия, характер покрытия, количество полос, скорость, с которой можно по ним ехать, а также ограничения на виды транспорта, одностороннее движение и еще много полезных параметров. Пользуясь такой картой, программа навигатора может найти и проложить самый короткий или самый быстрый маршрут до любого выбранного места (автоматическая маршрутизация). Естественно, дорогу могут перекопать, проезд закрыть, на въезде повесить «кирпич» и программа может завести вас в тупик. Но это можно понять. Разработчики карты хоть и стараются постоянно вносить в карту актуальную информацию, но всего предусмотреть не могут. Поэтому слепо доверять даже самой лучшей и самой современной карте не стоит.

   Есть у векторных карт и другие недостатки. Каждый производитель делает карту по-своему и хранит в своем собственном виде. Поэтому карта Гармина не подойдет для Магеллана, а программа Навител не откроет карту Автоспутник. Мало того производители держат в строжайшем секрете описание формата, в котором хранятся их карты и никому не продают программы, с помощью которых они их делают. Покупая навигатор определенного типа, вы навсегда становитесь пленником одного производителя карт и, чаще всего, не имеете никакой возможности такую карту исправить или дополнить, не говоря уже о том, чтобы нарисовать свою. Зачастую приходится сначала выбирать карту, а потом уже навигатор, который умеет с ней работать.

   К счастью, народные умельцы уже раскрыли форматы большинства популярных карт и написали свои программы для их редактирования. С помощью почти бесплатной программы GPS MapEdit можно самому создавать карты для навигаторов Garmin и Magellan, программ GIS Russa, Navitel Navirator и многих других. Правда работа это сложная долгая и кропотливая, и не каждый отважится на такой подвиг.

   Перечень объектов, которые можно отобразить на векторной карте, тоже не бесконечен, и каждый производитель карт выбирает те, которые будут нужны их потенциальному покупателю. Поэтому в большинстве карт предусмотрено широкое разнообразие значков для питейных и развлекательных заведений, магазинов и автозаправок, но отличить родник от колодца или водопроводной колонки вам не удастся. В лучшем случае там будет универсальный значок «источник воды», а то и он окажется не предусмотренным.

   Немногочисленное племя любителей побродить с рюкзаком по горам и лесам, производители карт, кажется, вообще «имеют в виду». На большинстве векторных карт эти места обычно выглядят как Америка до Колумба. Мало того, ни в одном из существующих навигаторов не предусмотрен такой объект как «скальный сброс», а без него даже самая подробная туристская карта Крыма становится совершенно бесполезной и даже опасной. Я уже не говорю о Кавказе, где сплошь и рядом встречаются такие вещи как бергшрунд и рантклюфт и горных реках с шиверами и водосливами. Вот потому и ходят настоящие туристы с бумажными топографическими картами и используют навигатор как умный компас, показывающий расстояние и направление до любой выбранной точки. За это они и любят, вечно производимый Гармином, «желтый eTrex» и старые Магелланы.

   На бумаге можно нарисовать все, что угодно и на бумажных картах уже больше 100 лет изображают все, что есть на местности. На настоящей топографической карте изображается не только то, что считает нужным ее издатель, а все то, что предусмотрено жестким государственным стандартом. И если среди густой чащи есть озеро или болото, то на карте оно должно быть, даже если проехать туда невозможно и нормальный здравомыслящий человек туда никогда не полезет. Именно такими картами пользуются туристы, охотники и лесники, рыболовы, геологи, экологи и, естественно, военные.

Фото 3

   Любое изображение, в том числе и любую бумажную карту, можно просканировать или сфотографировать и загрузить в компьютер (Фото 3), но электронной или растровой картой она станет, только если ее откалибровать, или еще говорят «привязать». Для этого нужно указать точные координаты хотя бы ее четырех углов. Тогда навигационная программа сможет рассчитать координаты любой ее точки. Она покажет нужный участок карты, отметит крестиком, где мы находимся, покажет прямой линией, куда нам нужно идти, и извилистой кривой наш уже пройденный путь (Фото 4).

Фото 4

   И, к сожалению, это все. Ни одна программа не отличит на картинке дорогу от реки и не сможет прочитать ни одной надписи. Ни найти по адресу, ни сам проложить маршрут по такой карте ни один навигатор не сможет. Но настоящему туристу это и не нужно. Он сам привык прокладывать свой маршрут. Гиды, проводники и экскурсоводы ему не нужны.

   Привязка растровых карт тоже не лишена своих подводных камней. При составлении бумажных карт в разных странах используют разные системы координат и координаты, выраженные одними и теми же цифрами, в разных системах могут отличаться на местности на сотню и более метров. Кроме того, круглую землю на плоском листе можно изобразить по-разному - в разных проекциях. Политическую карту мира изображают в прямоугольной (Географической или Меркатора), где меридианы и параллели прямые, но Антарктида размазана на десять тысяч километров. Карту Украины рисуют в конической с параллелями - дугами, и расходящимися веером меридианами. Топографические километровки тоже не прямоугольники. Несколько листов, склеенных вместе, обязательно вздуются бугром.

   Если точно указать координаты углов карты, но неправильно указать проекцию или ее параметры, то только эти четыре точки и будет правильно показывать программа. Остальные расползутся как тараканы. Это самая распространенная ошибка при привязке исторических карт, например, Военно-топографической карты Российской империи конца XIX века, выполненной в проекции Бонне.

   Многие навигаторы и программы не понимают никаких систем координат (датумов), кроме родной для них WGS 84, и никаких проекций, кроме Меркатора. Типичный пример – популярная программа GoogleEarth. Для них нужно преобразовывать изображение карты в понятную для них проекцию. Чаще всего для этого пользуются программой GlobalMapper.

   Может быть, это покажется сложным, но подготовить растровую карту для загрузки в навигатор значительно проще, чем перерисовать ее заново, чтобы перевести в вектор. А главное в том, что большинство навигационных программ, работающих с растром, не только не запрещают пользователю сделать из любой имеющейся у него бумажной карты электронную, но и имеют для этого все необходимые средства и возможности.

   Растровые карты в навигаторах

   До последнего времени растровые карты для навигации были доступны только владельцам ноутбуков, КПК и смартфонов. С появлением у меня первого навигатора я пользовался электронными картами на настольном ПК для подготовки туристских походов. Потом меня пригласили на соревнования по GPS-ориентированию на джипах, и я установил карты на КПК. Поначалу я использовал то, что у меня было. Арсенал штурмана состоял из того же Magellan 315 и старенького Palm M515 с программой PathAway, соединенных гирляндой проводов (Фото 5). Потом его сменил Asus MyPal A632 с встроенным GPS-модулем и программа OziExplorer. Но в походы я по-прежнему ходил со старым Магелланом, а КПК носил с собой на всякий случай в герметичном контейнере.

Фото 5

   Программа OziExplorer далеко не единственная программа для навигации с растровыми картами, но, наверное, самая популярная. Ее авторы Дес и Лорейн Ньюманы из австралийского города Брисбен прилагают много усилий, чтобы программа была еще лучше и удобнее. За последние несколько лет они внесли в нее не одну сотню исправлений и улучшений, но главный недостаток все-таки остался. OziExplorer может показывать на экране только одну карту. Когда подъезжаешь к ее краю, впереди видишь только «белое безмолвие» и только когда пересечешь границу, загрузится новая карта, а «пустыня» окажется позади.

Фото 6

   С КПК в походе тоже очень много проблем. Питаются почти все они от встроенного литиевого аккумулятора, который зарядить в горах не от чего. Аккумулятора хватает в лучшем случае часов на десять, то есть меньше чем на два дня похода. И вообще обычный КПК весьма нежное и хрупкое создание, в автомобиле он еще чувствует себя неплохо, а в дождях и туманах явно долго не протянет. Существуют, правда, в природе защищенные КПК, тот же Getaс (Фото 6) или Motorola MС, водостойкие, ударопрочные, выполненные по военным стандартам, но видел я их только на картинках. У нас их нигде не продают, да и стоят они столько, что дешевле купить подержанный автомобиль.

   Вот и получается, что КПК можно доставать включать в походе только когда солнечно и тепло, когда, по сути, он и не нужен. А чем же тогда писать трек? Я даже купил себе портативный треккер Holux M241, но вовремя понял, что это уже явный перебор. Оставалось только мечтать о том, что кто-то из производителей все-таки догадается ввести поддержку растровых карт в портативные туристские навигаторы.

   Чудо свершилось, но наши мольбы тут совершенно ни при чем. На нас туристов из далекой и непонятной страны со своими странными картами производителям навигаторов совершенно наплевать. Волшебником оказался всемогущий Гугль. Это его космические фотографии прельстили доверчивых американцев, возжелавших непременно увидеть из космоса то место, где они собрались жарить барбекю. Но раз можно загрузить привязанное фото, то можно и привязанную карту, и мы, наконец, получили то, что хотели.

   Портативные навигаторы с поддержкой растра

   Первой объявила о поддержке растровых карт, вернее космоснимков гугля, малоизвестная в нашей стране фирма DeLorme в своих навигаторах EarthMate (Фото 7). Снимки хранятся в навигаторе в своем собственном формате, а для их подготовки и загрузки необходима программа, которую нужно покупать отдельно. Эта программа стоит почти столько же, сколько и сам навигатор. Я облизнулся и стал ждать, что скажут в ответ основные игроки этого рынка. Идея прозвучала – должны зашевелиться.

Фото 7

   У Гармина вышел не совсем удачный Garmin Colorado, без поддержки растра, за ним более удачный, но жутко дорогой Oregon с сенсорным экраном и чуть позже более дешевый Dakota, тоже без растра, но с туманными обещаниями его все-таки поддерживать.

   Наконец проснулся замученный сменой владельцев Magellan с линейкой навигаторов Triton и громко заявил, что растровые карты поддерживаются. На деле оказалось, что свои карты делать нельзя, а загружать можно только уже готовые, несуществующие для нашей страны, но очень популярные в США карты National Geographic.

   Поначалу прошивки Тритонов были очень сырыми и недоделанными. Не работали многие функции, навигатор часто зависал, но растр поддерживал, и народные умельцы, засучив рукава, кинулись расковыривать их формат. В результате появилось сразу несколько программ для конвертирования растровых карт в формат Магеллана. Это не вызвало большого ажиотажа, поскольку Магеллан в нашей стране не пользуется такой популярностью как Гармин, да и навигаторы еще долго считались ненадежными.

   (Фото 8) Гармин ответил злобным конкурентам. С очередной прошивки все новые модели навигаторов стали поддерживать загрузку карт в формате программы GoogleEarth (KMZ). Туристы кинулись покупать Орегоны и Дакоты. Я, по своей давней привычке, решил все-таки хорошо в этом разобраться.

Фото 8

   Оказалось, что навигаторы Гармин поддерживают карты размером не более 100 фрагментов размером не более 1024*1024 точки. Это, в общем, не мало. Один лист генштабовской километровки занимает всего 9 фрагментов. Хуже, что это ограничение касается всех карт, хранящихся на карточке памяти. То есть там их может быть не более десятка, а туристский атлас Крыма в этот размер уже не лезет. Еще хуже то, что Гармин показывает все карты, хранящиеся на карточке. Возможность отключить одну карту и включить другую в них пока не предусмотрена. Надеюсь в последующих прошивках, эта очень важная возможность появится. Очень не хотелось бы дергать под дождем карточку из навигатора, чтобы посмотреть другую карту.

Фото 9

   (Фото 9) А что же Магеллан? Программисты Магеллана, исправили почти все замеченные ошибки, ввели, наконец, в настройки пользовательский датум и пользовательскую сетку и вообще привели навигаторы в порядок. Ни о каких ограничениях, ни на размер пользовательских карт ни на их количество в документации не появилось ни слова. В меню можно посмотреть список всех карт и растровых и векторных, включать и выключать отображение любой из имеющихся.

   Есть и другие отличия. Гармины показывают одновременно и вектор и растр. Растровые карты образуют как бы самый нижний слой векторных, которые показываются поверх растра. В Магеллане можно включить или одну подробную векторную карту или любое количество растровых карт. Одновременно они показываться не могут. Если гармин все-таки сделает управление отображением карт, то это будет более удобным. Но и Магеллан может не остаться в долгу. В глубокой тайне он готовит новую линейку навигаторов под пока условным названием «Magellan Compass». О них пока ничего не известно, за исключением того, что в них предусмотрен энергосберегающий режим, когда выключены все функции, кроме записи трека. Еще они, наконец, будут от рождения поддерживать русский язык. Когда они появятся неизвестно. На выставку CeBIT 2010 магеллан не успел, а пока анонсировал выход в апреле одного из новых навигаторов под названием Explorist GC.

   Я не фанатик Магеллана и ничего не имею против навигаторов Гармин. Это тоже хорошие приборы солидной фирмы, но кроме проблем с картами у меня были и другие соображения в пользу Магелланов. Несмотря на чуть больший размер экрана, Дакота вдвое проигрывает Тритону по разрешению (160*240 точек против 320*240) и при этом стоит в полтора раза дороже. За Орегон с аналогичными параметрами придется заплатить в два раза больше, чем за Тритон среднего класса. Наличие сенсорного экрана в условиях пешего или горного похода, для меня является весьма спорным преимуществом. Кроме того, я не помню случаев, чтобы в магелланах отклеивались резинки и ломались джойстики.

   Осталось выбрать конкретную модель и уговорить жену, что мне нужен новый навигатор. К счастью, моя жена не гоняется за модными шляпками и не покупает мобильных телефонов под цвет ногтей. Она тоже любит горы и лес и покупку навигатора не считает бесполезным ударом по семейному бюджету.

   Особенности и отличия навигаторов Magellan Triton

   (Фото 10) Бегло посмотрев таблицу параметров, я сразу сообразил, какой именно навигатор мне нужен. Но для человека, который покупает свой первый GPS навигатор, очень сложно разобраться в мудреных характеристиках, выраженных еще и в непонятных английских терминах. Поэтому обычно приобретают самую дорогую модель «чтобы не было мучительно больно», а в результате получают кучу совершенно не нужных для конкретного применения функций и возможностей, переплачивая за них как минимум вдвое. Поэтому я изложу свои соображения, а вы можете с ними и не согласиться.

Фото 10

   Любой GPS навигатор состоит из GPS-чипсета - набора микросхем, которые только того и делают, что определяют каждую секунду точные координаты того места, где вы находитесь, и микрокомпьютера с экраном и кнопками, который вы по наивности и считаете навигатором. Загруженная в микрокомпьютер программа, еще говорят "прошивка", позволяет отмечать и хранить точки на местности (WayPoint), прокладывать от точки к точке маршруты (Route), запоминать пройденный путь (Track), показывать все это на карте (Map) и еще много и много всяких данных, параметров и характеристик, относящихся к вашей прогулке или путешествию.

   Обычно модельный ряд навигаторов, как впрочем и любых других электронных устройств, внутри принципиально ничем не отличается. В младших моделях некоторые функции просто не реализованы, а в старших добавлены возможности, а проще говоря навороты, которые к навигации никакого отношения не имеют.

   Все навигаторы Magellan Triton построены на базе современного GPS-чипсета SirfStar-III, который позволяет уверенно позиционироваться практически в любых условиях. Хотя, если очень постараться, то всегда можно найти интимное место, где и он работать не будет. Методы определения координат дополнены фирменными "магеллановскими" алгоритмами повышающими точность и стабильность работы. Все остальные функции поручены высокопроизводительному микропроцессору архитектуры АРМ, такому же как и в большинстве КПК и смартфонов с Windows Mobile. Windows там тоже есть, но его не видно, поскольку используется только его системная часть - Windows CE.

   Все Тритоны умеют показывать ваше местоположение на загруженных в навигатор векторных или растровых картах. Все Тритоны имеют прочный корпус, питаются от обычных батареек или аккумуляторов формата ААА, которые обеспечивают их работу не менее чем в течение 10-15 часов. Все Тритоны выдерживают погружение в воду на глубину до 3 метров на полчаса (стандарт IPX7), то есть все они предназначены для путешествий пешком по бездорожью в грязи, дождях и туманах, на холоде и в жаре. Если вам действительно нужен такой, то остается определиться какой из Тритонов вам подойдет.

   Две младшие модели Triton 200 и Triton 300 (Фото 11) внешне ничем не отличаются. Мало того, и я не нашел в них никаких отличий, кроме отсутствия в комплекте 200-го кабеля для связи с компьютером.

Фото 11

   У этих моделей имеется только встроенная память (около 20 мегабайт), но которой с запасом хватит, чтобы отметить все известные вам рыбные и грибные места, магазины, макдональдсы и туалеты (50000 точек), запомнить путь не только к оставленной в лесу машине, но и до 50 путешествий длиной в несколько сотен, а то и тысяч километров. В эту же память поместится вполне подробная карта Украины или еще более подробная Крыма, а в придачу еще и несколько листов топографических километровок.

   Если вы собираетесь сами загружать в прибор новые карты, готовить точки и маршруты на персональном компьютере и на нем же смотреть на большом экране, где вы ходили или ездили, то вам понадобится кабель. Кабель можно купить отдельно, но стоит он столько, что лучше сразу купить прибор с кабелем. Если с компьютером вы не дружите, то может, и кабель вам не нужен.

   Если все это подытожить, то это приборы для тех, кому важно что-то найти или вернуться туда, где вы уже были - к оставленной в лесу машине, к грибному или рыбному месту, выйти из леса или к месту где вас уже ждут. Подойдет он и для туристов, но не для всех, а только для тех, кто не привык долго и тщательно продумывать маршрут похода, готовить карты и снаряжение. И это совсем не плохо. Это просто разный стиль мышления. Просто для одних важно "пойти увидеть, что там", а для других "пойти убедиться, что там действительно то, что они себе представляли".

   Если вы дружны с компьютером, если его винчестер забит кучей карт, точек и пройденных маршрутов, если вы знаете, что такое OziExplorer, GoogleEarth или GlobalMapper, то вам лучше купить Triton 400 или Triton 500 (Фото 12). Здесь вы не будете ограничены встроенной памятью, а сможете вставить в прибор SD-карту памяти до 2 гигабайт и залить на нее все, что пожелаете. Туда вполне поместятся топокарты всей Украины, а в придачу еще и африканские саванны и американские пампасы.

Фото 12

   Triton 500 отличается от Triton 400 тем, что в него встроен электронный магнитный компас и барометрический высотомер. Это вовсе не значит, что все предыдущие модели не смогут показать направление на север или на отмеченную точку. Это могут все навигаторы. Дело в том, что, как мы уже говорили, навигационная микросхема умеет определять только координаты. Но когда мы идем или едем, навигатор сравнивает их и прекрасно определяет все нужные направления. Стоит нам остановиться и стрелка компаса замирает. Магнитный компас показывает направление и тогда, когда мы стоим. Еще он работает как фильтр, сглаживая броски стрелки, вызванные неточностями измерений, когда мы идем слишком медленно. Аналогично барометр показывает высоту достаточно точно, а постепенное изменение давления подстраивает по высоте, определенной с помощью спутников. Магнитный компас будет очень полезен спортсменам ориентировщикам и геокешерам, а высотомер альпинистам и горным туристам. Барометр тоже, конечно, вещь полезная, но не тогда, когда за него приходится платить лишних 100 долларов.

Фото 13

   Triton 1500 (Фото 13) имеет более крупный корпус, у него больше экран. В дополнение к этому вы получаете еще плеер, диктофон и фонарик. Но главное его отличие - это сенсорный экран и более сложная программа. Он не только может показать вам направление и расстояние по прямой до выбранной точки, но и проложить оптимальный маршрут по дорогам до нее. Естественно, загруженная в навигатор карта, должна имеет всю, необходимую для этого, информацию. И если он проложит маршрут так, что вы там не проедете, то это проблемы карты, а не навигационной программы.

   Еще одно достоинство сенсорного экрана в том, что с ним навигатор становится почти полноценным КПК. Не хватает только программ "Рабочий стол" и "Проводник". Путем некоторых шаманских действий умельцы устанавливают их, и на навигаторе начинают нормально работать популярные программы OziExplorer, iGO, Автоспутник, а также книгочиталка и пасьянс "Косынка". Однако в 1500-м нет магнитного компаса и высотомера, которые установлены только в Triton 500 и 2000.

   Triton 2000, кроме всего уже перечисленного барахла, может похвастаться еще и встроенным фотаппаратом. У меня уже есть отличный ударопрочный и водозащищенный фотоаппарат Pentax W80. Кроме того, еще один бесполезный фотоаппарат встроен в не менее водоплавающий телефон. Но, если вы не рискуете доставать свою цифровую зеркалку под дождем, то зафиксировать поворот дороги или перекресток троп, можно и навигатором. Тем более, что вы будете иметь не только изображение, но и точные координаты.

   Вот вкратце и без лишних цифр и терминов, все особенности линейки навигаторов Magellan Triton. Младшие модели 200 и 300 мне однозначно не подходят. Это с моими то запасами всяческих карт! 2000-й это явно перебор. Остается выбирать между 400, 500 и 1500 или ждать появления пока мифического Компаса.

   Окончательно решил покупать навигатор я после знакомства с Военными археологами. Для них постоянное переключение между разными и именно растровыми картами не просто желание, а насущная необходимость и они твердо решили покупать именно Magellan Triton 500. В Днепропетровске Магелланаы никто не продает, посему я отправился за покупками в Харьков к официальному представителю Magellan Navigation в Украине фирме Навигационно-геодезический центр.

   Знакомство с навигатором

   На фирме меня встретили приветливо, напоили с дороги чаем и дали возможность пощупать и потыкать все модели линейки. Triton 500 показался мне поначалу увесистым, несколько утюговатой формы кирпичом с подозрительно маленьким экраном. Но экран оказался ярким, четким и вполне читаемым без очков, что для меня немаловажно. Расстроили маленькие и очень тугие кнопки, которые можно нормально нажать только ногтем. Явно для солидных скалолазов с «железными пальцами», а не хрупких барышень. Корпус из толстой, прочной пластмассы с надежными резиновыми уплотнениями. Отсек питания плотно затягивается винтом. Для карточки памяти отдельное, надежно закрывающееся заглушкой гнездо. Для смены карточки не надо будет открывать отсек питания. В картонной коробке кроме самого навигатора, кабель для подключения к компьютеру, ксерокопия краткой инструкции на русском языке и книжечка с еще более кратким описанием на куче других языков, кроме русского. Все остальное на диске – драйвера USB, программа VantagePoint и подробные описания на английском и русском. Карточка памяти SD в комплект не входит. Ее придется покупать отдельно.

   Triton 1500 заметно крупнее. По мне он лучше лежит в руке, у него крупнее кнопки и явно больше экран и вообще он выглядит как-то солиднее. Поначалу я даже засомневался, но магнитный компас, высотомер и на треть меньшая цена перевесили. Я купил два Тритона 500 и в придачу крепление на руль велосипеда для своего. Более близкое знакомство я продолжил уже дома.

   Главное меню поначалу показалось мне немного запутанным и нелогичным, но за полчаса я разобрался с ним безо всяких инструкций. В любом режиме доступно контекстное меню, содержащее почти все нужные в данный момент функции. Русификация, хоть и сделана хакерскими методами, оказалась вполне приличной. Все пункты меню понятны и не содержат никаких сокращений типа «обр. мрш.», которыми изобилуют многие якобы Российские приборы родом из Китая.

   Набор навигационных окон обычный для всех Магелланов: Спутники, Карта, Компас, Координаты, Спидометр-Одометр, Дорога и два окна с параметрами – одно с крупными цифрами, другое с ленточным компасом. Очень удобно наличие Профилей. Три отдельные настройки окон, единиц измерения, параметров отображения карт, барометра, компаса и звуковых сигналов можно сохранить отдельно и переключать очень быстро. Я сразу же сделал себе одну настройку со всеми нужными мне окнами, а во второй оставил только карту и компас. В остальном, я ничего нового для себя не нашел, кроме отображения карт.

   Записав на карточку все карты для Магеллана, которые я смог найти, я включил прибор. Карт оказалось много: подробная векторная карта Украины, карта Крыма от Дениса Комиссарова и все растровые километровки Украины – 526 листов, общим объемом 1.2 гигабайта. Все, и векторные и растровые, карты отображаются быстро, перемещаются и масштабируются без заметных замираний. Включение всех растровых карт сразу, ничего в этом не изменяет.

   Растровая карта отображается в пяти разных масштабах – натуральный размер, два увеличения и два уменьшения. При выходе за пределы имеющихся растровых карт или при их уменьшении более 2-х раз, отображается базовая, на которой отмечены прямоугольники имеющихся растровых. Если имеются несколько перекрывающихся карт разного масштаба, при изменении увеличения навигатор автоматически переключает нужные карты. При подходе к краю карты из-под нее выглядывает другая карта, если масштаб позволяет ее отобразить. В общем, работа с картами мне понравилась, и я решил сделать свою карту.

   Подготовка растровых карт для Magellan Triton

   Загрузка в Тритоны карт, сделанных своими руками, стало возможным после того, как Михаил Шаронов разработал программу TritonRMP (Фото 14).

Фото 14

   Работа с программой не сложна. Вы открываете в программе изображение карты и отметив на ней несколько точек (лучше по углам) указываете из координаты. После этого вы выбираете в меню «Create RMP» и ваша карта готова. Ее можно загружать в навигатор. Программа может импортировать и карты, уже привязанные в программе OziExplorer.

   Все просто, если бы не два небольших момента: Тритоны, как, впрочем, и Гарминовские Орегоны понимают только карты в проекции Меркатора, привязанные в датуме WGS84. Но если по поводу датума, отличающегося от требуемого, программа сразу выдает сообщение об ошибке, то проекцию она не проверяет и может загрузить и преобразовать все, что угодно. В результате многие карты, а точнее все генштабовские километровки, которые мне достались вместе с навигатором, оказались с очень большими ошибками.

   Для того, чтобы карты в навигаторе отображались точно, линии параллелей и меридианов на них должны представлять из себя равномерную прямоугольную сетку параллельную сторонам изображения. К сожалению, из доступных нам, такими свойствами обладают только фотографии и карты GoogleEarth. Все остальные карты нужно трансформировать в такой вид.

   Вначале я воспользовался для подготовки карт наиболее мощной, но достаточно сложной программой, GlobalMapper. После преобразования, карту приходилось привязывать заново, пересчитывая координаты отечественных карт из Пулково 1942 в WGS 84. Потом я нашел более простой способ, правда дающий менее качественное изображение, позволяющий за четыре простых действия подготовить карту для Magellan Triton из любой карты для OziExplorer.

   Шаг 1. Воспользуемся бесплатной утилитой OziMapMerge (Фото 15). Эта программа предназначена для склейки карт OziExplorer. Указав одну или несколько папок с картами, можно отметить необходимые карты или выделить нужный участок, как в пределах одной карты, так и проходящий через несколько карт. Но самое главное, что в результате программа сформирует нам новую карту в любом заданном датуме, проекции и масштабе.

Фото 15

   Параметры будущей карты, указываем на второй закладке (Фото16): датум WGS 84, проекция Mercator и масштаб (Pixel Scale) в метрах на пиксель. От масштаба зависит, можно ли будет пользоваться этой картой или она будет бесполезной. Наилучшим масштабом для километровки будет значение порядка 16, для пятьсотметровки 7-8. При этом на минимальном увеличении еще читаются надписи, а при максимальном одна болотная кочка еще не занимает весь экран навигатора.

Фото16

   Шаг 2. В результате мы получили нужную карту, но в формате OziExplorerCE – ozfx3. Такую карту можно загрузить в КПК, но TritonRMP таких карт не понимает. Поэтому карту нужно преобразовать обратно в нормальное изображение. Делаем это программой Demapper (Фото 17). Тут все просто – всего две кнопки. Первой кнопкой открываем карту, второй сохраняем. В результате получается карта, но уже в нужном нам обычном графическом формате png. Непонятно только, почему программа не может это отметить и в файле привязки (map).

Фото 17

   Шаг 3. Исправляем недоработку программы – открываем Блокнотом файл привязки и в третьей строчке меняем ozfx3 на png.


   OziExplorer Map Data File Version 2.2
   РККА M-36-19 Кролевец
   RKKA_M-36-19.png
   1 ,Map Code,
   WGS 84,WGS 84, 0.0000, 0.0000,WGS 84
   Reserved 1
   …

   Для верности можно открыть карту в OziExplorer и посмотреть все ли с ней в порядке.

   Шаг 4. Теперь карту можно скормить TritonRMP и загрузить полученный файл RMP в навигатор. Можно, конечно, просто переписать его на карточку памяти, воспользовавшись картридером, но лучше все-таки разобраться со штатной программой для Тритонов – VantagePoint. Нам без нее все равно не обойтись.

   Программа VantagePoint

   Установка VantagePoint не всегда проходит гладко. Обычно пользователю предлагается скачать совсем небольшую установочную программу, и доверчивый человек не подозревает, что после запуска инсталляции, она нагло полезет в Интернет и будет качать еще несколько десятков мегабайт самой программы и, нужной ей для работы, среды .NET Framework. Если «Дот-Нет» у вас уже установлен, то приготовьтесь к тому, что программа работать упрямо не захочет, выдавая разнообразные системные ошибки, пока вы не скачаете и не установите на компьютер самую последнюю версию .NET со всеми обновлениями, а заодно еще и DirectX. Но по другому нельзя. Иначе вы никогда не сможете загрузить в навигатор ни точек, ни маршрутов и никогда не увидите на экране компьютера треков, пройденных вами путей. Уж так решили инженеры Магеллана, глубоко спрятав в недра навигатора все навигационные данные, и очередной раз изменив и без того почти секретный протокол.

Фото 18

   Но вот, наконец, программа появилась на экране (Фото 18). Несмотря на запутанный и нелогичный интерфейс, да еще и на английском языке, разобраться с ней совсем не сложно. Главное понять, что она вообще делает и где находится та самая кнопка, которая нам нужна. А делает она почти все, что нам нужно для работы с навигатором.

   Просмотр данных

   Прежде всего обратите внимание на горизонтальные закладки внизу слева. Здесь можно отмечая галочками, выбрать то, что отображается на экране.

   Закладка Maps – это список загруженных в программу карт. Расставляя галочки, можно управлять тем, какие карты в данный момент отображаются, на экране, а какие нет. Здесь же есть плюсик, для того, чтобы загрузить карты из файлов вашего компьютера и крестик, чтобы их удалить из программы. Все загруженные в программу карты хранятся в специальной папке и при выходе и следующем запуске программы никуда не денутся.

   Закладки My Journal – это список точек, маршрутов и треков, загруженных в программу из файлов или выгруженных из навигатора. Здесь тоже можно добавлять и удалять данные. Загружать точки или треки из файлов здесь нельзя. Для этого есть другие специальные кнопки в панели инструментов. Зато здесь можно создавать папки и подпапки, чтобы как-то упорядочит имеющиеся у вас данные.

   Закладка Points of Interests – это тоже точки, но загруженные вместе с картами. Они рассортированы по категориям. Здесь так же можно выбирать и карты, в которых они хранятся.

   В закладке My GPS, если ваш навигатор подключен к компьютеру, вы сможете увидеть точки, маршруты и треки, которые загружены в него, а также сведения об остатках свободной памяти в самом навигаторе и на карточке памяти. Плюсиков и крестиков здесь нет, но удалять и редактировать данные можно из контекстного меню по правой клавише мыши. Загружать и сохранять данные здесь нельзя. Для этого тоже есть отдельные кнопки.

   Закладка MyMedia для тех моделей, где есть диктофон или фотоаппарат. У меня она всегда пустая.

   Работа с навигатором в этой программе организована достаточно простым и, если его понять, удобным способом. Все, что нужно загрузить в навигатор, необходимо сначала загрузить в программу. Все, что вы хотите сохранить в файлы, нужно сначала выгрузить из навигатора в программу.

   Вся работа с навигатором сосредоточена в блоке кнопок панели инструментов под названием Sync. Первая кнопка обеспечивает самый простой и удобный способ «Синхронизация», после которого все данные и в навигаторе и в программе становятся одинаковыми: все, чего не было в навигаторе, записывается из программы в него, все, чего не было в программе, копируется из навигатора. Все, что было удалено из программы, удаляется и из навигатора. Еще две кнопки позволяют копировать данные только в одном направлении – из навигатора и в навигатор.

   Работа с картами организована немного иначе. Открывается панель из двух половин – «программа» и «навигатор», и вы можете копировать карты в любом направлении и удалять их и из программы и из навигатора.

   Экспорт и импорт данных

   В программу можно загружать точки, маршруты и треки из файлов, созданных большинством популярных программ или навигаторов. Не менее широк и выбор форматов, в которых можно сохранять данные. У вас не будет проблем с данными программ Google Earth, OziExplorer, навигаторами Garmin, Magellan, трекерами и логгерами Holux и многими другими.

   Для загрузки и сохранения данных в панели инструментов есть две кнопки в блоке Exchange. Вы просто отмечаете, что вам нужно сохранить и выбираете формат, в котором это надо записать на диск. При этом надо понимать, что и куда вы собираетесь сохранять. Например, в формате GPX можно сохранять и точки и маршруты и треки, но если вы отметили и точки и треки, то форматов программы OziExplorer вы в списке не найдете, потому, что для нее точки и треки хранятся в разных файлах и их нужно сохранять отдельно.

   У программы есть и еще много всяких приятных и полезных возможностей, с которыми можно разобраться позднее. Но для начала и этого вполне достаточно, чтобы начать пользоваться Тритоном.

   Вместо заключения

   Я не являюсь ни представителем, ни сотрудником ни одной из фирм, производящих или продающих навигаторы. Я бы не хотел, чтобы вы воспринимали эту статью, как рекламу навигаторов Magellen Triton. Мало того, я не утверждаю, что эти навигаторы лучше всех остальных. Хуже того, в последнее время наметилась тенденция, что все производимые в мире приборы, не исключая и навигаторы, имеют больше глюков, чем возможностей.


     Прислано
    

     HL-lab и Скаутский ролевой клуб "Земноморье", Днепропетровск, Украина

   Прислано на конкурс

   Перепечатка без разрешения запрещена ©GPSClub.ru

   ПОДРОБНЕЕ О КОНКУРСЕ НА НАШЕМ ФОРУМЕ





Новости GPS клуба



GPS тесты и обзоры

Статьи: ГЛОНАСС,GPS
Последнее на форуме
21.03.2015 Как обновить карты на Prestigio GEOVISION 5300ВТ
21.03.2015 Модернизация прошивок для prolodgy 2740T, 2630Т, 1340Т, 1360Т, Orion AVM-57257BTG
21.03.2015 PROLOGY MDN-2740T - вопросы
18.03.2015 Oбщие вопросы по спутниковым технологиям
17.03.2015 Prology-1715T

ГЛОНАСС GPS каталог



ГЛОНАСС GPS новости


  GPS Клуб. Рейтинг, gps новости, каталог, форум