GPS клуб - всё о ГЛОНАСС GPS навигации
GPS навигаторы и видеорегистраторы Mio gde moi De_Lorme GPS навигаторы prology blacksys camrad navipilot tomtom
proresurs-logo navitravel cityguide Lexand GPS навигаторы globusgps globalsat Gurtam GPS.ru
ГЛАВНАЯ GPS КАТАЛОГ НОВОСТИ GPS КЛУБ УЗНАЙ О GPS GPS ТЕСТЫ GPS WIKI GPS ФОРУМ NAVI TV NaviTrаvel
Навигация
Услуги сервис центра
НавиЦентр
Обновление GPS карт и программ
Обновить прошить GPS навигатор
Установка программ навигации
Обновить СитиГИД
Обновить Навител
Обновить Автоспутник
Новинки GPS/ГЛОНАСС

ВКонтакте

 
Navi TV

Нас поддерживают


GPS навигаторы купить, обновить gps карты и программы





Оперативное изготовление вывесок в Екатеринбурге | Купить бумагу а4 Киев www.duet2010.com.ua/eshop/c56 интернет магазин украина
ГЛОНАСС и GPS - статьи, обзоры, faq / Обзоры рынка GPS и GLONASS (ГЛОНАСС) навигации
Подписка на новости RSS Поделись с друзьями Прислать новость Вступайте в наш клуб Свяжитесь с нами
Вступить в GPS-клуб Наши контакты

Кто делает деньги на GPS…аналитике

                                                                               “Всякий мнит себя стратегом, видя бой со стороны” - (с) Шота Руставели
"Витязь в тигровой в шкуре", перевод Заболоцкого  - почти русская народная пословица

          В нашей стране, выбрав для компании название с приставкой «Analytic», можно совершенно спокойно заявлять любые цифры, взятые из статистики  «дружественных» организаций, не проверяя данные самым  простым опросом или обходом магазинов тех дистрибьютеров, которые действительно торгуют этим оборудованием или программным обеспечением, для подтверждения своих «математических» выкладок  и получения реального материала, основанного на фактах. Этим страдает множество компаний, которые берут срез рынка в нужном месте и в нужное время и получают заведомо необходимый результат. Всё делается, как правило, по телефону и электронной почте. Даже, не выходя из офиса! Ведь аналитика - это сложное, нудное и кропотливое дело. А результат клиенту нужен срочно. Такая практика процветает во многих «аналитических агентствах». Предлагают подобную халтуру периодически и нашему Клубу. Но, если нет возможности писать правду, мы просто отказываемся. Интересной работы и так хватает. Но в этот раз получилось всё иначе. При просмотре новых публикаций мы натолкнулись на аналитическую статью, с далеко идущими выводами. Всё бы ничего, но опубликована она была в серьезном, уважаемом сетевом издании, которое,  имея невероятно большой потенциал и целый отдел по науке, с очень умным и грамотным учёным во главе, нисколько не сомневаясь, выдавало цифры совершенно далёкие от реальности. В этом было что-то странное, не свойственное данному изданию. За подписью данной компании в аналитической статье, на первый взгляд, проведена огромная работа по сбору данных о реальных участниках рынка и о том, кто какой базой данных (картографией) пользуется на сегодняшний день. И выводы вроде все правильные и верные. Но, при первом же рассмотрении, картина резко меняется и склоняется в сторону определённых игроков этого рынка. Конечно, статьи бывают всякие и они по-разному оплачиваются, но когда в них опираются на аналитику  - это должно к чему-то обязывать. Предлагаем разобраться в этом вопросе вместе и обсудить тему на нашем форуме. Голосуйте,  быть может это мы не правы в чём-то, тогда Вы исправите нас. Приглашаем к обсуждению всех, кто считает нужным и важным, что-то добавить к статье.


По данным сайта «CNews-Аналитика», рынок GPS-навигации в России в последние год-полтора демонстрирует устойчивый бурный рост. Но так как любое навигационное устройство обязательно имеет предустановленное картографическое ПО, то здесь одним из ключевых аспектов становится картографический контент.

          По нашим данным рынок GPS навигации с 2000 года демонстрирует «бурный рост», прибавляя обороты в год по 50%  - 100% , в последний год – полтора. Рынок стал расти лавинообразно, прибавляя  в год по 100%  - 150% , а в некоторых сегментах и значительно выше. Далеко не любое навигационное устройство обязательно имеет  предустановленное картографическое ПО – это заявление может касаться только PND (Personal Navigation Device) или по простому -  автомобильных или мотоциклетных портативных навигаторах, мультимедиа комбайнов (всё в одном) или автомобильных навигационных компьютеров к КПК и коммуникаторам. Это относится лишь отчасти (туда часто просто вкладывают диск в подарок, как бонус),  а к трекерам, даталогерам, приёмникам и прочим навигационным устройствам предустановленного картографического ПО нет в природе.

Покупая любое GPS-устройство, пользователь должен иметь в виду, что на 90% точность навигации будет зависеть от того, какая карта в него установлена. Как же устроен данный сегмент в России?

          Уважаемый  коллега. Нам казалось, что даже ребёнок сегодня знает, что  90% точность навигации будет зависеть от «железа»,  которое рассчитывает и определяет координаты на местности  и 10% от погодных и атмосферных условий. А на карте позиция лишь отображается визуально и, поверьте нашему богатому личному опыту,  «кривым» картам, по которым даже никто и не думал хоть раз проехать и проверить их актуальность, любой, самый точный сигнал не поможет. На такой карте точнейший сигнал будет отображаться в стороне от реальной позиции и программно притягиваться к дороге, внося в расчёты ошибки вплоть до полного зависания ПО (при невозможности рассчитать собственный маршрут). Вы никогда с таким не сталкивались? Можем показать наглядно.

Все карты, использующиеся на GPS-устройствах, можно разделить на зарубежные и отечественные. В основном вендоры GPS-устройств и производители навигационного ПО или лицензируют соответствующие фрагменты местности у крупного поставщика картографической информации (например, TeleAtlas), или составляют свою базу данных, основываясь на сведениях от официальных государственных географических ведомств и/или на собственной информации. В России достаточно длительное время применялся именно первый подход, правда, с небольшими изменениями: местные компании дополняли лицензированные карты, преимущественно от TeleAtlas, полезными объектами инфраструктуры (POI) и адресной базой.

          Зарубежные карты, насколько мы понимаем, отображают «зарубеж», а отечественные наше Отечество?  Или здесь речь идёт о производителях и поставщиках баз данных (картографии)? Кто же из российских производителей и уж тем более ВЕНДОРОВ!!! «лицензировал соответствующие фрагменты местности у крупного поставщика картографической информации (например, TeleAtlas)». Так, например, «Навигационные системы» - российский разработчик навигационного ПО «Автоспутник» - использует геоинформационный набор данных (граф дорожного движения, контуры зданий, названия населенных пунктов в соответствии с их административной принадлежностью и прочее), предоставляемых «Геоцентр-Консалтинг».  Как же может зарубежная компания выдавать лицензию на «фрагменты местности»? Какими же полномочиями наделена эта компания, если она заменяет «Роскартографию» и ФСБ? «TeleAtlas» как и любая другая коммерческая компания получает лицензии именно в этих государственных структурах и продаёт базы данных отдельных стран или сразу пакет. Но купить чуть - чуть базы  «TeleAtlas» или «Navteq» просто нельзя: или всю, имеющуюся  базу данных необходимой страны, или ничего. А в России длительное время карты рисовались практически на коленке энтузиастами, например компания «Мак центр» производила прекрасный продукт «Pocket GPS Pro Moscow», которая стала первой массовой картой с маршрутизацией и актуальным дорожным графом (прокладкой маршрута по улицам, а не по прямой). Была своя  программа и у московской «Киберсо»  - «ПалмГИСGPS» . В сети Интернет есть огромные массивы данных (картографии), нарисованные истинными  энтузиастами своего дела под руководством ЗАО «Русса» (проект «НарисуйКа» www.freemaps.ru), которыедо сих пор используются некоторыми «производителями» для дополнения собственных баз данных. Было и еще несколько не менее активных проектов. А первой компанией, которая использовала «первый подход», т.е. профессиональные базы данных была компания ЗАО «Русса» с навигационным продуктом «Гис Русса». Именно они в 2005 году первые заключили контракт с «TeleAtlas» на покупку базы данных Москвы и Санкт – Петербурга, и воплотившие это в собственном продукте. После этим же путем пошла и   компания «Навигационные системы», выпустив свой  «Автоспутник» – очень грамотный и хороший продукт, не лишённый конечно недостатков.

Недостаток такого подхода состоит в том, что процесс пополнения информации является более трудоемким, так нужно собирать и компилировать информацию из разных источников. Помимо этого, для массового продукта стоимость данного решения достаточно высока. Дмитрий Хавжу, генеральный директор компании "Макцентр" (дистрибьютора ПО "Автоспутник") приводит пример с продуктом iGo – зарубежной навигационной системой, пользовавшейся популярностью в России до недавнего времени: "в комплект ее поставки входят карты 43 европейских стран за исключением России. Производитель никак официально не комментирует отсутствие карты России в европейской версии программы. Однако косвенные данные позволяют предположить, что наличие российской карты значительно удорожило бы продукт, а европейский пользователь платить за Россию большие деньги не готов".

          Более трудоёмким (читаем  –  профессиональным)  и поэтому более дорогим, такой способ считается уже потому, что компания профессиональных же картографов, используя профессиональную технику и специфические знания, объезжают все дороги общего назначения. Позже информация о дорогах  вместе с другими  сведениями  появляются в базе данных компании и постоянно актуализируюется, гарантируя качество своего продукта  во всём мире. Поэтому и компаний таких в мире всего только три – «TeleAtlas», «Navteq» и небольшая «AND». У нас в России никто из производителей баз данных (кстати, к ним не относятся ни «Навител», ни «Навиком», ни «Мегаполис») не сможет гарантировать, что Вы доберётесь до любого нужного места с точным результатом – по дорогам, которые действительно существуют и по маршруту, проложенному максимально близко к оптимальному. Хотя и у таких компаний бывают огрехи и недоразумения, но они гарантированно устраняются. Продукт «iGO» от «NavNGo» и сегодня является самым популярным продуктом в России. Причин здесь несколько, но основная -  это ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ прибытия в конечную точку маршрута, если она есть в базе данных. Практически то же самое можно сказать и про другие продукты, в которых  использована база данных от крупных поставщиков картографии с мировым именем. Если найдется в России хотя бы один поставщик картографической базы данных, который сможет предоставить подобный продукт, мы с удовольствием протестируем его и напишем об этом  «сенсационную статью», с именами всех героев, которые  «переплюнули» транснациональные корпорации с миллиардным оборотом. Если они докажут общественности, что их продукт точнее и оптимальнее прокладывает маршрут, я лично ставлю на всю команду ящик коньяка.  Купить у «iGO» на сайте можно как весь Европейский пакет, так и набор стран по отдельности. А отсутствие в продаже картографии  России на сайте этого производителя объясняется тем, что карты России пока просто нет. Есть карты 8 российских городов, даже без полной базы областей  и основных автомобильных дорог, а это согласитесь, не одно и то же. Единственная проблема таких баз данных (карт) в недостаточном покрытии территории России (43 Европейские страны «покрыты» великолепно, США, часть Азии и Австралия). Связано это с высоким качеством  материала и работать с ним намного проще, легче при  отсутствии чисто российской специфики (наличие контуров домов, адресная база с дробями и буквами, карта ландшафта и просёлочных дорог). Именно «iGO» делает большие шаги в сторону России, не без помощи наших вендоров, конечно.  Второй подход как раз и подразумевает компилирование информации из всех доступных источников, не взирая на необходимые разрешения и даты выпуска (тут и космоснимки от «Google» и «Яндекс», и различные самодельные карты от энтузиастов, местные базы данных абсолютно никем непроверенные и необъезженные).  Вот так и появляются дороги – «фантомы», которых никогда не было или наоборот реальные дороги просто отсутствуют на карте, или прерываются прямо посередине маршрута. Про точность таких карт и оптимальность прокладки маршрута лучше не говорить вслух. До сих пор все наши тестеры, отправляясь в незнакомый район (не по работе) используют программы с базами данных от «TeleAtlas», и только при отсутствии покрытия в нужном регионе переходят на альтернативные карты (хотя им,  по специфике работы, предоставлена возможность пользоваться любыми программами, даже  экспериментальными).          

 

Другим серьезным барьером для развития рынка является государственная монополия на правообладание картами. Как правило, в основе любой цифровой карты лежит несколько источников информации: физическая картоснова, адресный план, дорожная информация (наличие или запрещение поворотов, участки одностороннего движения), POI. Полученная карта должна получить разрешение в Управлении Геодезии и Картографии Федерального Агентства по Геодезии и Картографии (Роскартография). Эксперты управления проверяют, получена ли информация, приведенная на карте, легальным образом, а также насколько она может быть опубликована в открытом доступе (например, нет ли на ней секретных объектов). В целом, существующее законодательство никак не учитывает такой продукт, как цифровая карта – все требования при получении разрешений относятся исключительно к бумажным картам. В 2007 году ряд ограничений на создание детализированных карт отечественными вендорами был снят, что инспирировало рост цифрового картографического рынка и рынка GPS-навигации в целом.

           А Вы как хотели, чтобы,  созданое целыми поколениями картографов в нашей стране  было распродано с молотка коммерческим структурам?  Или эти компании будут реально актуализировать карты Камчатки,  Сибири, Сахалина? Даже при таком подходе, сегодня на некоторых картах умудряются наносить всё что угодно! А при отсутствии контроля со стороны государства, в погоне за прибылью на карту нанесут все секретные и стратегические объекты, с подробным описанием каждого.  Основой основ  любой карты, как правило, служит база данных. Из неё компилируется картографический продукт, который как многослойный пирог покрывается слоями информации (ландшафтом, объектами инфраструктуры, контурами домов, полигонами и пр.) и в каждый слой входит один или множество источников информации, вплоть до сообществ пользователей. Разрешение на работы и лицензию «Роскартографии» должно получить юридическое лицо, вторую лицензию надо получить от ФСБ - именно эта государственная структура проверяет отсутствие на карте запрещенной к опубликованию информации. А при сборе и размещении в открытых  источниках таковой информации самостоятельно, как пишется Вами  выше, вполне реально получить реальный же срок «за разглашение государственной тайны». Могут и другую статью применить, так что очень даже учитывает наше законодательство все подобные моменты. В 2007 году было снято ограничение на точность позиционирования (до 30 метров), но до сих пор нет официального документа. Никакого отношения к картографии это не имеет, и роста картографического рынка по этому поводу не произошло. Более того, за последние три года, не появилось ни одного нового участника рынка. Менялись имена, работники и вывески компаний, а люди, возглавляющие эти компании, оставались теми же.  

 

Широка страна родная

На рынке России есть три условно выделяемых уровня детализации картографического покрытия: базовое, детальное и дополнительное (детальное плюс информация о POI). Если карты первого уровня (масштаб 1:1 000 000) детализации (карты с федеральными трассами, крупными населенными пунктами, гидрографией) предоставляют все продающиеся в России разработчики или дистрибьюторы, то второй уровень (1:10 000) встречается гораздо реже. Он предполагает, что пользователь навигационного ПО, работающего с такой картой, сможет рассчитать маршрут до объекта, зная его адрес. До 2007 года в России существовало некоторое количество подробных карт для Москвы и Санкт-Петербурга, а также нескольких городов-миллионников (Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара). При этом адресная база по этим городам датировалась концом 1980-х-началом 1990-х годов и практически не была актуализирована. Кроме того, города были даны без их пригородов или с не очень подробными областями.

          Первый раз встречаемся с такими «очень условными» уровнями. Обычно карты местности различают по масштабам. И цифровые - не исключение.  Масштаб 1:1 000 000 - это базис (обзорная карта), на котором собственно всё и построено, некий фундамент, где заложено множество кирпичей (в обиходе «обзорка»  или «миллионка»). И без него говорить о понятии «навигационная карта» бессмысленно. А от качества изготовления такой основы зависит работа всей навигационной системы.  1:10 000 - это просто одна из детализаций карты. У разных компаний, на разных участках она может быть различна, а при отсутствии актуальной адресной базы это ничего не предполагает для пользователя, лишь более крупно прорисованные объекты на карте.  А что же тогда находится между масштабом 1:1 000 000 и 1:10 000, если есть всего два уровня? Хочу Вас огорчить, но «подробных» карт до 2007 года было значительно больше, а адресные базы  у отдельных картографов и сейчас в некоторых регионах даже не 90-х годов. А где-то они просто отсутствуют частично или полностью.

 

Однако и сейчас все игроки рынка сходятся во мнении, что производство электронных векторных карт отстает от растущего спроса, и основная территория РФ, за исключением крупных городов, остается необеспеченной. Сергей Жуков, руководитель отдела картографии компании "Навиком", замечает, что благодаря отсутствию единой государственной актуальной картографической базы данных, единого государственного адресного реестра и единой справочной системы по организации автомобильного движения, огромные средства и силы вкладываются непосредственно производителем картографической информации в актуализацию и обновление карт. Средний срок устаревания карты – от 6 месяцев (в районах с интенсивным строительством) до 1 года. Первые серьезные попытки исправить сложившуюся ситуацию были предприняты разработчиками "Автоспутника" (карты от зарубежного TeleAtlas) и "Навител Навигатора" (карты от "Центра Навигационных Технологий"). В результате этого потребителям были предложены конкурентоспособные отечественные продукты для GPS-навигации, которые стали появляться как в качестве OEM-версий для GPS-коммуникаторов, так и предустановленными в PND-оборудование.   

          Вот тут готовы полностью согласиться со всеми участниками рынка. Поэтому и продаются программы с картами «сырцами» по всей стране,  выбора - то нет.  А государство уже оказывается опять нужно? Оказывается никто не готов взять на себя такие глобальные задачи,  как создание единой базы и реестра. Срок  устаревания навигационной карты  –  до первых серьезных ремонтных работ или другого ограничения движения, а также открытия движения по новой дороге. Поэтому  крупные компании, такие как «TeleAtlas» заранее имеют официально приобретённый план организации движения на новом участке от соответствующих структур и вносят изменения в свои базы данных. И многие компании в новых релизах от «TeleAtlas» получают эти изменения. У других картографов, тоже конечно есть свои способы актуализации, но они не столь эффективны, хотя и более гибкие. При таком подходе новая развязка может появиться на карте в день официального открытия дороги и об этом будет объявлено, как о достижениях в мировом масштабе.  Но при этом значительная часть карты будет  находиться буквально в заброшенном состоянии  и годами не получать  обновлений. В результате этого появились некоторые «продукты», которые вынуждены покупать потребители в регионах,  просто за неимением лучшего (рынок этот молод  и пока очень невелик, игроков на нём тоже не так много).

 


Доли картографических вендоров в России

Доли подсчитаны по предустановке на устройства производителем. В диаграмме не учтен вторичный и розничный рынок (продажа ПО отдельно).

Источник: CNews Analytics, 2008

 

          Вот эта диаграмма у нас вызвала больше всего вопросов: почему в один ряд поставили производителей баз данных («TeleAtlas», «Navteq») и производителей программного обеспечения «Навител», «Навиком», «Мегаполис»?  При этом,  «забыв» (или действительно автор не знает) других игроков рынка.
Но, судя, по другим его статьям (http://rnd.cnews.ru/reviews/free/telecom2007/articles/gps.shtml ) они ему всё таки известны. Попробуем исправить оплошность автора или группы авторов.

Поставщики баз данных территории России:

«Роскартография»

«TeleAtlas»

«Navteq»

«Геоцентр Консалтинг»

ЗАО «РУССА»
«ИГТ» ( Институт Геоинформационных технологий)

«Новикарт»


ФГУП «Уралаэрогеодезия»
ФГУП «Мосгоргеотрест» 
ФГУП «Госцентр «Природа»
ФГУП «Мосгоргеотрест»
ФГУП «Аэрогеодезия»
СГГА   «Сибирская государственная геодезическая академия»
ФГУП «Верхневолжское УГП» 
«Западно-Сибирское АГП»

ООО «МСМ»
ЗАО «КАРТА» ЛТД.
ООО «Мэплайн»
ООО «Донгеоинформатика»
«Уральская Картографическая Компаниия»
ООО «ДонГеоИнформатика»
«Уральские Навигационные Системы» (материалы ФГУП «УралМаркшейдерия»)


          Вот такой список получился у нас, даже сильно не углубляясь.  И все эти компании ОБЯЗАНЫ иметь лицензию от «Роскартографии» и ФСБ. Отсутствие таковой является грубейшим нарушением закона со всеми вытекающими последствиями. Как вы думаете, как теперь можно расставить проценты среди участников этого рынка?


Примерно вот  так:

«Роскартография» – 100% (как монополист и поставщик «картоосновы» для всех участников рынка, включая «Teleatlas» и  «Navteq»)
«Teleatlas» – 50%   (как поставщик для большинства производителей  навигационных решений)
«Navteq» – 5%
Остальные – 45%


К середине 2008 года появились карты регионов уже вполне состоятельной детализации и актуальности – например, детальные карты регионов России от ЦНТ – подробные адресные планы приведены для 145 городов и населенных пунктов 28 регионов России и выполнены на картографической основе масштаба 1:10 000. Производители навигационного софта уже достаточно уверенно почувствовали себя на рынке, усилилась конкуренция, объем рынка вырос как минимум в 2 раза и стал интересен для долгосрочных инвестиций.

          До этого, получается, ВСЕ карты были не вполне состоятельны и актуальны и только с приходом … такие карты появились! Покажите пожалуйста,  где у компании  «ЦНТ» (о существовании самостоятельной базы данных от «ЦНТ» я узнал впервые из этой статьи) 145 городов и населённых пунктов масштаба
1:10 000 с полной адресной базой? Я насчитал всего 27, может мы не знаем, какого-то секрета?


 

Только с этой картой

Взаимосвязанным продуктом для цифровой карты является программный пользовательский интерфейс, "оболочка", которая устанавливается на GPS-устройство. Решение о выборе того или иного решения для OEM-установки принимается исходя из трех критериев: качество/простота интерфейса и качество карт, а также цены на решение. Под качеством интерфейса понимается успешность его реализации под конкретные потребности и нужды – например, адаптация к техническим параметрам устройства (размер экрана, размер оперативной памяти для запуска программы, быстродействие процессора), а под качеством карт – актуальность информации и широта покрытия (количество регионов с детальным адресным планом). Тем не менее, как отмечают опрошенные CNews производители карт и картографического ПО, часто при выборе решения включаются "политические мотивы", в частности, желание вендора GPS-устройства сохранять глобальное сотрудничество с поставщиком карт, а также возможности предустанавливать только программу навигации или только карты, используя вторую часть (соответственно, карты или программу) от другого производителя (например, устройства Mio, JJ Connect). Часть компаний российском рынке (в частности ЦНТ с торговой маркой "Навител") является разработчиками, как карт, так и оболочки, и даже при наличии весьма хороших карт, купить их отдельно от программы того же производителя нельзя.

          Основной критерий для вендора как правило:
1. Наличие в базе данных того региона, в котором происходят продажи аппаратов, а уж потом качество.
2. Цена.
3. Обновление.
4. Интерфейс.

          Под качеством интерфейса понимают его дружественность к потребителю. Проще говоря, простоту и интуитивность восприятия и введения разнообразной информации.  Передача на конкретный прибор -  это проблемы производителя ПО.
          Под качеством картографии понимают точность и оптимальность прокладки маршрута из пункта А до пункта Б с использованием дорог общего назначения и с соблюдением правил ПДД. Как правило, качество и полнота покрытия, реализованная за короткое время,  понятия взаимоисключающие.  Причины описаны выше. Политические мотивы уместны в политике, в экономике работают экономические принципы: соотношение «цена – качество»  и здоровая конкуренция. Ни один вендор из политических мотивов не будет терять доход, а решения по использованию отдельно программы и отдельно картографии просто сокращают расходную часть, в обоих приведённых случаях в ущерб качеству конечного продукта.



Предустановленное картографическое ПО

Источник: CNews Analytics, 2008

          Вот и еще одна секретная таблица. Чем же не угодили остальные участники рынка, которых опять позабыли в спешке, да и по самой таблице вопросы есть?


Участники рынка:

«TeleAtlas»
«Mio»  - («Mio Map» или «Be on road» - «TeleAtlas»)
«TiBO» («iGO 6» «TeleAtlas») под  заказ – («Gis Rx», «City Guide», «Навител»)
«Nexx» («iGO 6» «TeleAtlas»)
«Pioneer» («iGO 8» «TeleAtlas»)
«Blaupunkt» (« iGO 6» «TeleAtlas»)
«Shturmann» (« iGO 8» «TeleAtlas»)
«Siemens» («Teleatlas»)

«Glospace» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Pocket Navigator» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Altina» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«AutoNavi» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Challenger»  (Автоспутник «TeleAtlas»)
«ComStorm»  (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Holux»       (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Treelogic»  (Автоспутник «TeleAtlas»)
«GoClever»   (Автоспутник «TeleAtlas»)
«GLOSPACE» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«X Device» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Globalsat»  (Автоспутник «TeleAtlas»)
«TomTom» («TomTom» «TeleAtlas» )
«NavRoad» («NavRoad Map» «TeleAtlas»)
«Varta» (Автоспутник «TeleAtlas»)
«Hyundai» (Автоспутник «TeleAtlas»)


«JVC» («Навител»)
«Mystery» («Навител»)
«Navispace» («Навител»)
«Global Navigation»  («Навител»)
«Carman I» («Навител»)
«ODEON» («Навител»)
«Asus R» («Навител»)
«Elmon» («Навител»)
«BBK» («Навител»)
«Explay» («Навител»)
«Atlas» («Навител»)
«Fly» («Навител»)
«Aerovision» («Навител»)
«Desay»  («Навител»)

Новикарт
«Garmin» («Garmin Новикарт»)
«JJ Connect» («Мегаполис Роскартография»)


Автомобилные мультимедиа и штатные навигаторы

«Phantom» (Автоспутник «TeleAtlas» )
«Мирком» («Навител»)

Деятельность навигационных компаний по использованию той или иной картографии на российском рынке часто ограничена большим количеством правовых норм, и, как следствие, появляются инциденты, когда она используемая компанией информация не всегда полностью легализована. По мнению аналитиков, по мере развития рынка будет наблюдаться уход с него некоторых игроков ввиду того, что довольно большая часть их карт имеет сомнительное с юридической точки зрения происхождение: часть данных получена путем компиляции разных открытых источников (прежде всего, из интернета), правообладание оформлено не до конца правильно и с использованием "серых" схем. В то же время, игроки рынка уверены, что чем быстрее будет расти рынок, тем раньше государство возьмется плотно его регулировать и вводить соответствующие все новые правила игры.

          Вот тут мы полностью согласны. Далеко не каждая компания имеет право заниматься подобной деятельностью.  Некоторые, в погоне за прибылью, забывают не только о качестве, но и о букве закона. И при увеличении конкуренции в данном секторе, и одновременном  усилении государственного контроля, каким-то компаниям  придётся решать  как юридические, так и финансовые проблемы.

Что день грядущий?

В перспективе вендоры карт предлагают и другой аспект использования цифровых карт – в качестве информационной площадки, предлагающей интерактивные сервисы для пользователя. По мнению Александра Казакова, навигация может стать неким катализатором изменений экономических моделей бизнеса в целом ряде областей, к примеру, в туристической индустрии. В ряде зарубежных продуктов работают голосовые подсказки для POI, которые можно использовать в качестве экскурсовода: "несмотря на то, что информация о точках интереса постоянно обновляется, до сих пор нет сервиса активного взаимодействия с пользователем, чтобы можно было акцентировать его внимание именно на тех интересных объектах, которые он проезжает". Михаил Фадеев, независимый аналитик рынка GPS-навигации, прогнозирует, что в перспективе на картах появятся дополнительные слои сопутствующей информации с системами фильтрации: "объекты интереса будут разделяться на категории и показываться избирательно в зависимости от потребностей пользователей, а также появится навигационная контекстная реклама, то есть на карты будут внесены объекты на рекламной основе с их расширенным описанием, так как это сейчас происходит на бумажных картах".

          С такими серьезными специалистами в области картографии нам спорить сложно, но мы их всё же немного поправим. Голосовые подсказки для «POI» работают уже сегодня и в России, на новой российской  программе «GisRx» (Гис Русса),  про которую в «аналитической» статье немного забыли по «политическим» мотивам.  Эта программа как раз и позволяет акцентировать внимание пользователя на любых необходимых объектах «POI» и самостоятельно создавать такие объекты, с возможностью озвучки, или скачать пользовательские базы с Интернет сервисов. 

          На сегодняшний день большинство вендоров карт делают ставку на появление дополнительных сервисов, прежде всего, информации о пробках  или, в более широком смысле, о своем местонахождении с другими участниками движения. Такая возможность реализована, например, в продукте «Cityguide»  петербургской компании «МИТ»: если автомобилист добрался наиболее кратчайшим путем (без пробок, объездов) до какого-нибудь места, то его трек может быть передан другим участникам движения, что позволит прокладывать более совершенные маршруты следования.

          Еще один важный тренд в картографии связан с визуализацией информации. Под этим, опрошенные «CNews» игроки рынка, понимают карты с трехмерными объектами (визуализацией зданий, достопримечательностей и целых городов), визуальным представлением движения по полосам дорожной разметки, а также более простой для конечного пользователя режим работы.

Другой важной тенденцией среди картографических вендоров в ближайшие 2-3 года станет региональная экспансия вглубь России и в страны ближнего зарубежья (СНГ, Прибалтика и другие), то есть в те регионы, которые используются в логистическом менеджменте (например, густонаселенные небольшие города с количеством жителей около 200 тысяч человек). Александр Казаков уверен, что "российский рынок еще не настолько большой, чтобы позволить зарубежным компаниям инвестировать в такую разработку большие средства. Особенно с учетом того, что зарубежные рынки также требуют подчас весьма немалых инвестиций. Другое дело, что отечественных производителей быть впереди зарубежных - вопрос выживания в "гонке за широту охвата и точность"". Сходной точки зрения придерживается и Андрей Сабайдаш, генеральный директор МИТ. Он убежден, что чтобы уменьшить негативный эффект от монополистических тенденций на рынке, необходимо сотрудничать с локальными картографическими вендорами, которые могут оперативно предоставлять обновления карт, которые в свою очередь будут доводиться до потребителей: "Мировые картографические монополисты (NAVTEQ, TeleAtlas) держат огромные коллекции карт и продают лицензии на их использование, но нынешняя тенденция в мире показывает, что конечный пользователь выиграет, если данные, предоставляемые локальными (в размерах страны) картографическими сервисами, будут представлены шире".

          У всех крупных игроков на рынке навигационных приложений  Россия стоит в первых рядах, после Китая. Более обширного и быстро развивающегося рынка трудно себе представить. Но количество и качество вещи, как правило, взаимоисключающие друг друга и выживет   в «гонке за широту охвата и точность»  в итоге тот, у кого действительно будет гарантированная, а не заявленная точность. Такой путь прошли многие локальные картографические компании по всему миру, имена которых мы даже не знаем. На сегодня они либо почили, либо поставляют свои данные  «Мировых картографические монополистов (NAVTEQ, TeleAtlas)) . В России, в отличие от Европы и Америки, этот рынок только сформировался и потребитель пока просто не знает, что ему выбрать и на чём акцентировать своё внимание при  выборе навигации. Но очень быстро появятся опытные пользователи, которые будут задавать тон в выборе навигационного ПО и картографии для предустановки на свои навигаторы. Именно так сейчас и происходит:  вендоры навигационного оборудования либо устраивают тендеры и выбирают лучшее решение, так например «JJ Connect», «X Device», «Glospace» и ряд других перешли с использования одного навигационного ПО на другие программы и тенденция к поиску лучшего предложения для потребителей продолжается .

Еще одно направление развития картографии в России – это появление конкуренции между производителями навигационного ПО, изначально ориентированными на мобильные платформы (PND и коммуникаторы) и интернет-гигантами (Google, Yandex). Михаил Фадеев отмечает, что рано или поздно по мере увеличения проникновения мобильного интернет в стране, будет наблюдаться усиление позиций интернет-компаний на рынке именно навигации, которые сейчас могут предоставить только электронные карты без возможности прокладки маршрута и сопровождению по нему

          Возможность прокладывать маршрут уже давно существует у «Google», но пока не реализовано сопровождение по маршруту  и маршрутизация (автоматическая  прокладка и пересчёт  маршрута с учетом местоположения объекта). В тестовых сервисах такая возможность уже давно реализована, при чём с использованием трехмерной навигации.

Все основные игроки российского рынка ожидают всплеск интереса массового потребителя к навигации в ближайшие полтора года, связывая его с автонавигаторами как более простым техническим и существенно более дешевым и доступным видом устройств. При этом существенное влияние на распределение долей рынка по вендорам будет оказывать качественная и актуальная картография, то есть точность и детализация карт.

          Всплеск уже произошел. И сейчас на рынке наметилась скорее стагнация. Одновременное появление нескольких десятков новых навигационных «брендов» с различным вариантом ПО и картографии внесло на рынок сумятицу и вызвало обвал цен на «PND», в результате которого некоторым игрокам впору задуматься о смене направления бизнеса. В краткосрочной перспективе на рынке останутся лишь безликие китайские девайсы с недорогой навигационной программой, с соответствующим уровнем сервиса и качеством,  с ценой 4000-5000 рублей (вариант первой покупки и продажа в небогатые регионы) и «серьезные бренды» как мировые, так и российские, которые заботясь о своём имидже вкладывают деньги в разработку  оборудования,  дизайн, в техническую поддержку и в сервисное обслуживание, в качественное навигационное ПО с качественной картографией, которая позволяет ГАРАНТИРОВАНО добраться от точки назначения, до требуемого пункта (вариант для продвинутых пользователей и тех, кто ценит качество).  Все промежуточные варианты уйдут с рынка, что собственно уже и происходит сегодня. Конкуренции не выдерживают даже крупные и очень крупные компании. «Siemens», «Benefon», «TomTom» -  всего за год работы эти компании были  вынуждены покинуть российский рынок. О  «китайских брендах»  говорить не будем. Их значительно больше. Вакуума в земной природе не существует, поэтому при отсутствии качественной картографии и навигационного ПО ниша будет еще какое-то время заполняться продуктами, которые не соответствуют международным требованиям.  К таким программам как в плане техническом, так и в плане юридическом (соблюдении ПДД, манёвры опасные для безопасности) случаи, когда у пользователей из за неадекватных подсказок навигатора отбирали водительские удостоверения, уже не редки, к сожалению уже есть статистика и по аварийности в том числе с летальным исходом и виной тому становится некачественный навигационный софт и картография или допущенные ошибки  это уже не шутки.  При этом производитель программы предупреждает об ответственности, которую Вы несёте перед законом за свои действия в случае нарушения ПДД. Это именно тот текст, который при первой загрузке появляется на экране и, с которой Вы обязаны согласиться. В ином случае программа не запустится. Подводя черту под нашим экспресс исследованием, которое и аналитикой-то назвать сложно (времени на сбор и подтверждение данных занял сутки) скажем, что точность позиционирования зависит в первую очередь от Вас и Вашего умения воспринимать и работать с полученной от навигатора информацией. Не доверяйте на 100% данные от навигатора, используйте его как вспомогательный прибор и будьте готовы к тому, что он может подвести Вас в любой момент,  например, просто сядет батарея. Отправляясь путешествовать, не забывайте бумажную карту и учитесь ею пользоваться, чтобы не попадать в затруднительные ситуации. Удачи нам на дорогах! И больше навигационных программ качественных и сделанных профессионалами. Ни грунтовки, Вам, ни колеи!

© GPSclub.ru

Перепечатка без письменного согласия Автора запрещена

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

P.S.

Портал  "Исследования и разработки - R&D.CNews" и экспертная группа портала не имеют к выпущенному материалу
никакого отношения, его тема, принципы работы GPS и методология работ с экспертами портала не обсуждались.




Новые тесты



Новые обзоры



Новости GPS клуба



GPS тесты и обзоры

Статьи: ГЛОНАСС,GPS
Последнее на форуме
11.05.2015 QQ файл обновления для Prology MDN-1715TVR
11.05.2015 Официальная прошивка Kenwood DNX5580BT, а также моделей 80-й серии с навигацией GARMIN
11.05.2015 Модернизация прошивок для prolodgy 2740T, 2630Т, 1340Т, 1360Т, Orion AVM-57257BTG
10.05.2015 Aнекдот с бородой...
10.05.2015 Прошивка для Prology iMap-727MG GPS\Глонасс

ГЛОНАСС GPS каталог



ГЛОНАСС GPS новости


  GPS Клуб. Рейтинг, gps новости, каталог, форум